Поговори со мною, мама
Задайте себе вопрос, когда вы в последний раз разговаривалисо своим ребенком. "Вчера, только что", -- ответите вы себе. Нодавайте задумаемся, что это было, разговор или односторонниймонолог, когда вы читали нотацию своему чаду за его очереднуюпровинность. Чаще всего наши разговоры с детьми сводятся кчтению нотаций: мол нельзя так себя вести, или к риторическомувопросу: "Ну, что нового?..." Задав вопрос, мы тут же о немзабываем и уже не слышим, что нам говорит ребенок. А он, пустьдаже еще маленький, видя такое отношение, старается как можнокороче ответить или просто молчит, все равно его не слышат. Но ведь КОНТАКТ с родителями -- это едва ли не один изстолпов безопасности вашего ребенка. Именно через КОНТАКТ выузнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют ваше чадо и,решая с ним его проблемы, вы помогаете ему научиться правильновести себя в той или иной ситуации. Но почему наши дети не рассказывают нам о своих проблемах?Отчасти оттого, что именно мы не хотим об этом слышать: то мыочень заняты работой, то по телевизору идет любимый сериал илифутбол, то газета оказалась очень интересной, и нам не доребенка, не до его вопросов. И ребенок остается один на один сосвоими проблемами. И вдруг мы замечаем, что ребенок уже вырос,и мы не знаем, о чем он думает, какие у него друзья иувлечения. И когда мы задаем ему вопрос, то получаемодносложный ответ: "Все в порядке". Теперь мы хотим поговоритьс ним, но о чем, как найти тот желанный контакт, мы не знаем. Поэтому первое правило гласит: как можно чаще говорите сдетьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашемумнению, проблемы. Сломалась его любимая игрушка --попереживайте вместе с ним, постарайтесь помочь ребенку в егогоре. Не надо думать, что разговор по дороге домой или вперерыве между фильмами -- это достаточно для вашего ребенка,ему нужно ваше постоянное внимание. Если ваш ребенок рассказывает вам о том, как прошел день,старайтесь его не перебивать, слушайте внимательно, и уж ни вкоем случае не говорите: "Ты все придумываешь..." "Такого бытьне может". Не исключено, что в рассказе ребенка можетприсутствовать элемент фантазии, но даже эта фантазия должна начем-то базироваться.
Это может быть связано с сюжетом фильма,который вы недавно смотрели или напоминать действия вашегознакомого. Приведу один небольшой пример, в котором вы можете узнать исебя: женщина едет в автобусе со своим 5-летним сыном. Мальчикрассказывает ей о том, как он провел время у дяди Славы, ивдруг неожиданно для матери делает заключение: "...дядя Славаплохой!" Мать, естественно, задает вопрос, почему так считаетребенок и мальчик отвечает, что на остановке к ним подошлабездомная собака и дядя Слава ударил ее ногой, и животноеударилось о забор. Женщина, не дав ребенку договорить,"бросилась" на защиту своего знакомого, обвиняя мальчика, чтоон все это придумал, и что дядя Слава не мог так поступить. Попробуем разобраться в сложившейся ситуации: во-первых,мать, сама того не желая, обидела ребенка, обвинив его во лжи,и, следовательно, в следующий раз мальчик вряд ли захочетподелиться с матерью увиденным, а значит, увеличивается рискстать жертвой преступления. Во-вторых, если даже предположить,что ребенок придумал всю историю или только ее окончание, товсе равно его выдумка должна была на чем-то базироваться, ислучай с собакой мог иметь место не в этот день, а в любойдругой, и на месте животного мог быть кто угодно, даже человек. Из этого следует, что вы должны не только внимательнослушать, но и анализировать все сказанное ребенком,интересоваться книгами, которые он читает, смотреть фильмы,которые он смотрит. Но эта связь не должна быть односторонней,т.е. вы интересуетесь его делами, но к своим его не допускаете.При таком варианте вы скоро увидите, что ребенок вам полностьюне доверяет, что-то утаивает от вас. Поэтому старайтесьсовместно с ним решать не только его проблемы, но и свои,расскажите ему о том, что вас волнует. И тогда у вас будет сребенком полный КОНТАКТ, а значит, вы сможете его обезопасить ипомочь ему вовремя принять правильное решение.