Я потерялся
Задумывались ли вы когда-нибудь, что испытывает ребенок,когда он потерялся? Конечно же, сначала страх, которыйсковывает его действия, именно страх мешает ребенку найтиправильное решение в сложившейся ситуации, забывая подчас, чемуего учили родители. Поэтому мы с вами должны подготовить нашегоребенка к нестандартной ситуации, когда он вдруг понял, что васрядом нет и он потерялся. Ситуации, когда ребенок сам идет нато, чтобы вас потерять из виду, мы разберем в специальномпараграфе "Почему убегают дети". Когда ребенок осознает, что он потерялся, его пугают двевещи: первая, это то, что вы будете его ругать и, возможно,накажете, вторая, что он не знает, где вас найти и что емупредпринять. Приведу один пример: шестилетний мальчик вечеромидет с собственным отцом на прогулку, папаша слегка выпившипредлагает сыну покататься в метро, но в поезде он вступает вперебранку с пассажирами, и в результате его забирают в милициюоставляя его маленького сынишку в вагоне. Ребенок не готов ктакой ситуации, он боится выйти из вагона и курсирует междудвумя конечными станциями. Ему, можно так сказать, повезло, егозаметил один из авторов этой книги и повез его к себе домой,вопервых, ребенок умолял дядю не оставлять его в милиции (онбыл уже напуган их действиями по отношению к отцу), аво-вторых, линейный отдел был попросту закрыт. Мальчик назвалсвое имя, но ни фамилии, ни адреса вспомнить не смог, и лишь,когда услышал название одной из станций, назвал фамилию. Что вобщем-то и облегчило поиски его родителей, которые продолжалипоиски сына всю ночь. Но где гарантия, что, потерявшись, вашребенок сможет вспомнить свою фамилию, услышав названиестанции, поэтому лучше предусмотреть такую ситуацию: недоверяйте ребенка подвыпившему супругу, но сделайте это вкорректной форме, не причиняя обид близкому человеку и некомпрометируя его в глазах собственного ребенка. Но разминуться с ребенком можно и при входе в вагон поезда,и на вокзале, и в магазине, т.е.
в любом людном месте. Поэтому,чтобы ваш ребенок был более подготовлен к такой ситуации,оговорите с ним, что, если вдруг он сел в поезд, а вы осталисьна перроне, он должен доехать до следующей остановки и тут жевыйти из вагона, ожидая, когда вы подъедете, если же произошлонаоборот, ребенок должен остаться на той же станции, где выразминулись и ожидать вас там, т. е. ваш ребенок должен вестипассивные действия, а вы наоборот. Если же вы заметил, что ребенок потерялся на вокзале или вмагазине, пройдите к администратору и попросите объяснить, чтовы ожидаете ребенка у выхода (если он один) или у другогоприметного места, но не стоит сообщать, что вы ждете его усправочного бюро, которое подчас и взрослый не сразу же найдет. Но что же делать самому ребенку, когда он оказался один в"море" людей. Лучше всего ему подойти к продавцу (в магазине)или к кассиру (на вокзале) и сказать, что он потерял своихродителей и просит ему помочь найти их.. Но от испуга он можетзабыть, как вас зовут и даже фамилию, в этом случае ему смогутпомочь метки на его одежде или записка, предусмотрительноположенная вами в карман куртки с вашим именем и телефоном длясвязи (см. Ребенок на празднике). Это правила, которые вы должны выполнять, объяснив ребенку,что ни в коем случае если он поймет, делать вашему ребенку, ичто вы ему должны объяснить. В первую очередь ребенок поняв,что вас рядом нет, он должен вспомнить, как его зовут и свойдомашний телефон. Если к нему подошел посторонний и предлагаетпойти с ним искать родителей, ребенок должен сказать, что онбудет их ждать здесь, а незнакомец может объявить об этом порадио. Но данной ситуацией могут воспользоваться и преступники,они тут же окружат вашего ребенка лаской и заботой, предлагаяему конфеты или игрушки, и даже дружбу собственных детей(ребенок может быть использован в качестве приманки). Ребенкумогут сказать, что они знают, где он живет, так как видели егоне раз во время прогулки, и тут же предложат отвезти его домой.На все предложения ваше чадо должно ответить: "Нет! Я будуждать здесь своих родителей!" Если же незнакомцы пытаютсясилком увести ребенка, а он не может вспомнит свой адрес илителефон, он может просто кричать: "Меня хотят украсть! Я незнаю этих людей! Позовите милицию!", в любом случае такая егоречь произведет должное впечатление, и если даже никто сразу заребенка не вступиться, то у всех это событие отложится в памятии кто-то сможет дать точное описание похитителей, а может, иномер машины, если таковая была. Но потеряться можно не только в людном месте, но внезнакомом районе, тем более, что дома похожи один на другойкак близнецы-братья и найти выход из этого каменного лабиринтаребенку не под силу.
В этом случае он должен зайти в первый жепопавшийся магазин или кинотеатр, больницу или аптеку, вотделение милиции, т.е. в любое учреждение, попавшееся на егопути и попросить связаться с его родителями по телефону. Нонельзя ребенку заходить в подъезд или квартиру к незнакомымлюдям и просить разрешения позвонить от них домой, т.к. онпотерялся. Таким поступком ребенок может спровоцироватьчеловека на спонтанное преступление в отношении его, ведьпреступник понимает, что ребенок потерялся, о егоместонахождении никто не знает, и вряд ли будут его искатьименно здесь, все это создает благоприятные условия дляпреступления относительно вашего ребенка. Но как может найтиребенок учреждение, если он еще читать не умеет, объясните ему,что ориентиром может служить изображение креста или шприца --это будет аптека, рисунки продуктов -- это скорее всего,гастроном и так далее, но нельзя ориентироваться на то, что изподъезда, на котором что-то написано, вышла женщина с сумками,или из подвала выносят мебель, это может быть обманчивоевпечатление, подвал может служить складом, а женщина простоживет в этом доме, и опять ребенок может оказаться вкриминальной ситуации. Но ребенок может проявить ненужную самостоятельность,вспомнив даже ваши действия, когда вы не знаете толком дорогикудато, останавливаете машину и вас везут. Он не задумываясь опоследствиях тут же повторяет ваши действия, останавливаетмашину и называет адрес, где он живет, надеясь, что выобязательно заплатите за его поездку. И здесь двоякая ситуация,вряд ли кто-то из водителей решится остановиться окологолосующего ребенка, он может просто решить, что это ловушка иребенок лишь приманка, а с другой стороны, этой ситуациейвоспользуется преступник, и вряд ли в этом случае ребеноквообще доедет до дома. Поэтому ребенок должен как можно дальшедержаться от дороги, стараясь найти любое учреждение, где можнобудет попросить телефон и связаться с вами. Вы же, в свою очередь, узнайте, где ребенок находится, и нив коем случае не ругайте его, для него и так была большаятравма. Он и без того боится вашего гнева, лучше поговорите сним спокойно, объясняя, почему так получилось и как можно былоизбежать подобной ситуации, не забудьте похвалить его заправильно принятое решение. После произошедшего ваш ребенокбудет стараться избегать подобных ситуаций, и даже если онаповторится, он, имея опыт, примет правильное решение. Приведу несколько высказываний детей из милицейскогоприемника-распределителя, куда они попадают с вокзалов,поездов, других людных мест, где потеряли своих родителей. "Как ты потерялся?" -- "Я пошел посмотреть черепашку,повернулся, а мамы нет, я ее звал, но ее не было, потом пришлидядимилиционеры и меня привезли сюда...
Я поначалу боялся, чтомамка будет сильно ругаться, а теперь очень хочу ее увидеть...-- "Как звали твою маму и в каком городе вы жили?" -- "Мамузвали Рита, а в каком городе жили, не знаю" (это говорил5-летний мальчик) "Как ты потерялся?" -- "Я хотел мамку попугать, повернулся,а ее нигде нет..." -- "В каком городе вы жили?" -- "В Москве"(этот 6-летний ребенок не смог назвать ни фамилии, ни адреса,где жил). Как видите, ребенок не всегда может назвать город, изкоторого приехал, и даже собственную фамилию, а говоря обименах родителей, может сказать только имя, но ни отчества, нителефона, ни места работы, т.е. те данные, по которым можнобудет вас разыскать. Мы привели лишь два примера, но их можно приводить добесконечности, и все они будут похожи один на другой, у нас былслучай, когда 15-летний мальчик, похищенный в рабство забылсвой индекс, и его смогли убедить, что письмо к родителям непридет, а что же говорить о детях младшего возраста, когдаребенок безоговорочно верит взрослым. Поэтому еще раз повторимосновные правила этого параграфа: Если вы приняли спиртное, постарайтесь не брать с собой впоездку вашего ребенка. Если вы разминулись с ребенком и он поехал на поезде, а выостались на платформе, он должен выйти на следующей станции иожидать вашего появления. Если получилось наоборот, и вы вошли в вагон, а ребенокостался, он должен вас ожидать на платформе, зная, что вывернетесь следующим поездом. Объявляя по радио, что вы разыскиваете своего ребенка,назначайте встречу или у заранее оговоренного места, или унаиболее приметного, не назначайте встреч у справочного бюро. Если ребенок обнаружил, что он потерялся, ему нужно подойтик администратору или кассиру и попросить помощи в розыскеродителей. На все уговоры посторонних пойти с ними для розыскародителей или с предложением отвезти его домой ребенок долженотвечать отказом. Если его пытаются насильно увести, а ребенок забыл телефонродителей, то он может кричать: "Меня хотят украсть, я этихлюдей не знаю, позовите милицию!". Оказавшись в незнакомом районе, ребенок должен зайти в любоегосударственное учреждение, больницу, предприятие, магазин,кинотеатр, аптеку и попросить позвонить его родителям:напомнить телефон ему поможет метка, пришитая на одежде, илизаписка в кармане (лучше иметь и то и другое). Нельзя заходить в квартиры к посторонним людям, даже еслиони обещают вам позвонить родителям. Главным ориентиром, что это именно магазин или кинотеатр,должна служить вывеска, а если ребенок не умеет читать, торисунок на витрине. Нельзя пользоваться автостопом, пытаясь добраться до дома,тем более, если маршрут неизвестен. После того, как вы нашли свое чадо, не ругайте его,поговорите спокойно, что послужило причиной сложившейсяситуации, какие ошибки допустил ребенок. Похвалите его заправильные действия после его исчезновения. Как видите, советы очень просты и выполнить их несложно, нолучше постараться не допустить подобной ситуации и пользоватьсяправилами параграфа "Ребенок на празднике", но если уж вашребенок потерялся, сделайте все, чтобы после его обнаружения онусвоил урок и не стремился к его повторению.